Правительство намерено наложить запрет для финансовых учреждений на рекламу
будущей доходности от вкладов. Такое предложение поступило от
Госфинуслуг в виде разработанного законопроекта №9469. В частности, под
эту категорию также попадает реклама депозитных ставок, которая сейчас в
условиях кризиса ликвидности активно продвигается украинскими банками.
Хотя юристы уверены, что реклама депозитных процентов не может быть запрещена,
поскольку эти ставки гарантированы, а не прогнозированы, как доходность на
фондовом рынке. По мнению экспертов,
эффективность рекламы депозитов
без указания процентов снизится фактически до нуля, поэтому многие, особенно
мелкие банки, не выдержат конкуренции и будут вынуждены уйти с рынка.
Как стало известно из содержания объяснительной записки законопроекта №9469
«О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно рекламы в сфере
финансовых услуг», его цель заключается в предупреждении распространения
недобросовестной рекламы на рынках финансовых услуг. Этот проект закона
прошел согласование в Нацбанке Украины и
других госорганах, связанных с финансовым рынком страны.
В частности, в ст. 24 закона «О рекламе» вносятся изменения, согласно
которым «в сфере финансовых услуг запрещается предоставлять информацию о будущих
прибылях потребителей финансовых услуг». Под указанное понятие может
попасть реклама депозитных ставок.
Напомним, сегодня Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) борется с
распространением информации (рекламы), которая вводит человека в заблуждение,
руководствуясь ст. 15-1 закона «О защите от недобросовестной конкуренции».
При этом в комитете отметили, что большинство нарушений, связанных с
распространением недостоверной информации связанны с нулевыми кредитными
ставками, либо с упрощенными условиями получения кредита. Максимальный штраф за
подобное нарушение может составлять 5% от годовой выручки предприятия.
Как рассказал народный депутат от «Партии регионов», член Комитета Верховной
Рады Украины по вопросам финансов, банковской деятельности и таможенной политики
Василий Горбаль, стоимость рекламы депозитных ставок от суммы привлеченных
депозитов составляет около 1,5%. «То есть если банк привлек 100
млн грн, то 1,5 млн грн он вложил в рекламу», — сказал он.