Большинство банков заинтересованы в повышении эффективности своей деятельности и быстрой адаптации к постоянно меняющимся потребностям рынка. В данной статье мы анализируем различия в применяемых подходах к управлению бизнес-процессами в украинских банках.
На сегодняшний день многие банки в той или иной степени занимаются вопросами управления бизнес-процессами. Тема управления, основанного на бизнес-процессах, – не нова. Однако существуют определенные различия в том, как именно организовано процессное управление в банке.
данным исследований консалтинговой группы IDEAS, стандартный подход, применяемый сегодня украинскими банками имеет следующие характеристики:
Во-первых, многие банки ограничиваются исключительно задачами описания бизнес-процессов.
Во-вторых, к описанию бизнес-процессов подходят, стремясь на выходе получить документацию по абсолютно всему перечню бизнес-процессов банка. В итоге создается пакет документации, который включает блок-схемы бизнес-процессов, описание организационной структуры, перечень должностных инструкций.
Таким образом, по итогам проекта по описанию бизнес-процессов, формируется массив документации, эффективность использования которого зачастую остается под вопросом.
Основным результатом работы по описанию бизнес-процессов в стандартном подходе является утверждение коллегиальными органами банка документов, обязательных для выполнения участниками бизнес-процессов.
В то же время, подобный подход отражает лишь часть этапов характерных для комплексных BPM проектов с замкнутым циклом: отсутствует практика симуляции, запуска и мониторинга выполнения бизнес-процессов. Также не решаются задачи автоматизации бизнес-процессов в рамках BPM решения. Под автоматизацией бизнес-процессов в BPM проекте с замкнутым циклом подразумевается связывание моделей бизнес-процессов с реализованными и существующими в банке базами данных, хранилищем данных, ИТ-системами.
На сегодняшний день, все больше и больше украинских банков начинают использовать программное обеспечение для описания и создания моделей бизнес-процессов. Речь идет о таком программном обеспечении как ARIS, Microsoft Visio и др. К сожалению, эти решения не предназначены для связки с ИТ-системами банка и контроля бизнес-процессов в режиме реального времени.
В результате банки сталкиваются с рядом проблем:
Во-первых, это негибкость полученной модели бизнес-процессов банка и невозможность ее оперативного изменения. Такие модели сложно поддерживать, что зачастую приводит к тому, что через определенный промежуток времени описанные бизнес-процессы становятся оторванными от реальности, и кажется проще заняться описанием процессов заново, чем изменять уже имеющуюся документацию.
Во-вторых, банки сталкиваются с проблемами оперативного контроля над выполнением бизнес-процессов. И как показывает практика, при большом масштабе бизнеса, решить данную проблему без использования полнофункциональных BPM решений – невозможно.
В результате мы можем утверждать, что стандартный подход работы с бизнес-процессами не обеспечивает необходимой гибкости и контролируемости бизнес-процессов банка. Тем не менее, в последние несколько лет появились технологии, позволяющие решить данные проблемы. Это так называемые «системы управления бизнес-процессами», или BPM-системы (например, среди них решения TIBCO, IBM и другие).
BPM Цикл
Основное преимущество BPM-систем заключается в том, что они поддерживают полный цикл управления бизнес-процессами и позволяют совместно работать над процессами специалистам из различных подразделений банка: представители бизнеса и ИТ работаю вместе с целью повышения эффективности бизнес-процессов банка.
На этапе проектирования процессов представители бизнеса создают модели бизнес-процессов, информационную и организационную модель банка. Работа по проектированию бизнес-процессов банка включает связку представленных выше моделей, а также определение потоков данных, бизнес-правил, ролей участников бизнес-процессов.
Замечательной особенностью современных BPM систем является возможность проведения симуляций бизнес-процессов. Симуляция бизнес-процесса позволяет оценить различные характеристики анализируемого бизнес-процесса до его реализации в практической деятельности банка.
Среди анализируемых характеристик бизнес-процессов банка представлены следующие показатели:
стоимость процесса в целом, а также отдельных задач,
скорость выполнения процесса,
длина очереди на различных задачах процесса,
время простоя ресурсов и отдельных участников процесса.
В ходе симуляций бизнес-процесса сравнивается эффективность различных вариантов бизнес-процесса с точки зрения выбранных критериев и определяется наиболее оптимальный вариант.
На этапе внедрения и выполнения процессов основная роль отводится ИТ-специалистам, которые создают экранные формы и интерфейсы, решают задачи по интеграции с ИТ-системами банка, а также разработанными web-сервисами и базами данных.
После реализации бизнес-процессов банка можно переходить к их мониторингу. Мониторинг бизнес-процессов применяется к уже запущенным бизнес-процессам банка и позволяет отслеживать такие ключевые показатели как, например, количество обслуженных клиентов, скорость выполнения процесса, стоимость процесса и отдельных задач процесса.
Основное отличие мониторинга бизнес-процессов от их симуляции заключается в том, что мониторингу подвергаются действующие процессы в режиме реального времени, в то время как симуляции процесса позволяют проработать различные сценарии на модельных данных.
Результаты мониторинга бизнес-процессов дают возможность на реальной статистике выполнения бизнес-процессов банка формировать рекомендации по дальнейшему усовершенствованию процессов.
Таким образом, использование BPM решений позволяет сократить затраты времени на оптимизацию процессов и создает возможность непрерывного улучшения бизнес-процессов банка.
По сравнению с традиционным подходом к процессному управлению, BPM подход имеет следующие преимущества:
Во-первых, это прозрачность бизнес-процессов, как для представителей бизнеса, так и для ИТ-специалистов. Представители бизнеса и ИТ-специалисты получают возможность совместно работать над процессами, достигать поставленных целей по улучшению работы банка, говоря при этом на одном языке.
Во-вторых, благодаря использованию средств мониторинга бизнес-процессов, BPM-подход позволяет обеспечить контроль над процессами в режиме реального времени. Собранная статистика выполнения действующих процессов создает широкую базу для последующей оптимизации процессов.
В-третьих, BPM-подход обеспечивает гибкость и оперативность изменения бизнес-процессов банка при изменении потребностей бизнеса. Что важно, при изменении бизнес-процессов не требуются трудоемкие работы по изменению ИТ-систем. Повторное использование web-сервисов и моделей данных, позволяет осуществить редизайн бизнес-процессов банка в максимально краткие сроки.
И наконец, банк получает реальный инструмент непрерывной оптимизации бизнес-процессов. Результатами для банка является снижение стоимости бизнес-процессов и повышение прибыльности бизнеса.