Что может быть удобнее, чем «накормить» прожорливый банкомат пачкой купюр, которые сразу же упадут на текущий счет и депозит? Ведь такая операция займет считаные минуты, и нет нужды стоять в очереди, препираться с кассиршами, тратя на это уйму времени. Однако, проблема в том, что украинские банки не торопятся устанавливать «наличные» банкоматы в таком же количестве, как и обычные. Как минимум потому, что cash-in обходится в 2-3 раза дороже, и окупается значительно дольше.
Действительно, найти cash-in банкомат «под боком» не так
уж и просто, даже несмотря на то, что банковские отделения встречаются буквально на каждом шагу. Хотя о намерении активно расширять сеть «наличных» терминалов заявляли как крупнейшие игроки рынка (ПУМБ, Укрэксимбанк), так и банки поменьше (Платинум Банк, Кредит Европа Банк). Однако значительным количеством cash-in банкоматов располагают лишь Приватбанк, Райффайзен Банк Аваль, ОТП Банк и Универсал Банк. У остальных банков банкоматы, принимающие наличность - явление достаточно редкое. Более того, даже те банки, которые располагают cash-in банкоматами, порой затрудняются ответить, где именно расположены эти терминалы. То есть, по факту, финучреждения пока что не выделяют этот сегмент в отдельный, воспринимая его как неотъемлемую составляющую своих банкоматных сетей.
С другой стороны, потенциально инвестиции в развитие cash-in для банков будут оправданными. И те клиенты, которые будут использовать функцию пополнения счетов, депозитов, погашения кредитов с высокой вероятностью согласятся платить комиссию, например, на уровне 1-2% либо фиксированную сумму. Это оправданная цена за то, чтобы провести операцию в разы быстрее и сэкономить время.
Кроме того, не стоит забывать, что банкомат способен быть не только «коробкой», которая принимает и выдает деньги. Учитывая скорость, с которой растут всевозможные типы платежей, банкомат способен стать универсальной «станцией», через которую вполне можно провести не меньше десятка-двух операций: начиная от оплаты мобильной связи и заканчивая уплатой штрафов и коммунальных услуг.
Разумеется, может возникнуть справедливая мысль о том, что все эти операции позволяет делать обычный терминал самообслуживания, чаще именуемый «айбоксом». Однако важно понимать, что банк, в отличие от обычного платежного терминала, может предложить широкий спектр специфических услуг, таких как обменные операции, переводы между своими счетами, денежные переводы и т.д. Все это вкупе с возможностью пополнения «на месте» делают банкомат отличной альтернативой интернет-банкингу и целому перечню кассовых операций, на качество и скорость которых зачастую влияет человеческий фактор.