Ротация кадров В СК «Гарант-Авто» вошли представители Городского коммерческого банка
01.09.14
В наблюдательный совет страховой компании «Гарант-Авто», которая в июле избежала временной администрации, на минувшей неделе вошли представители Городского коммерческого банка, пишет FinMaidan. Сделать страховую компанию платежеспособной с помощью банка, который испытывает проблемы, будет непросто, отмечают эксперты.
Акционеры проблемной страховой компании (СК) «Гарант-Авто» 27 августа ввели в наблюдательный совет трех представителей Городского коммерческого банка: Вадима Ефимова –
первого зампреда правления банка, директора департамента экономики и финансов, Наталию Вовк – члена набсовета банка, старшего вице-президента по вопросам финансовой политики и контроля, Юлию Лахтарину – первого замглавы набсовета банка, вице-президента по правовым вопросам.
Смена состава набсовета была ожидаема. Еще весной стало известно о продаже Тариэлом Васадзе СК «Гарант-Авто». Покупателем назывались структуры, связанные с совладельцем Городского коммерческого банка Рэйнисом Тумовсом. Однако в банке отрицали связь с «Гарант-Авто», утверждая, что у сторон исключительно партнерские отношения (см. «”Гарант-Авто” обещает исправиться»).
В 2013 году доля ОСАГО в портфеле компании занимала более 30%: 80 млн грн из 245 млн грн. За шесть месяцев 2014-го СК привлекла 32,5 млн грн премий по ОСАГО.
Тайное не стало явным
У «Гарант-Авто» накопилось много проблем, которые требуют срочного решения. 3 июня президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) обратился к Нацкомфинуслуг с просьбой провести проверку в компании. Спустя две недели – 17 июня – наблюдательный совет «Гарант-Авто» решил уволить по соглашению сторон главу правления СК Сергея Балкового, руководившего компанией с 14 марта. Уже 20 июня президиум МТСБУ обязал вр.и.о. главы правления СК Юлию Носову отчитаться о неудовлетворительных результатах работы компании (см. «МТСБУ обяжет страховщиков отчитаться о плохих результатах работы»).
По итогам проверки компании Нацкомфинуслуг была готова ввести в нее временную администрацию, но в середине июля компании удалось этого избежать. Новые акционеры СК согласовали с регулятором программу оздоровления компании, которая включает в себя докапитализацию, погашение задолженности и обеспечение нормального функционирования компании. Эта программа рассчитана до конца ноября. Ее детали неизвестны, что усложняет оценку реальности ее выполнения. В компании отказались общаться с журналистом FinMaidan, а в Нацкомфинуслуг пообещали предоставить комментарий в понедельник.
При этом Юлия Носова, которая утверждала программу оздоровления, 15 августа стала заместителем предправления по корпоративному бизнесу, тогда как вр.и.о. главы стал Борис Онищенко.
По данным МТСБУ, «Гарант-Авто» стала единственной компанией, которая по итогам II квартала получила неудовлетворительные оценки по всем трем показателям: «общая оценка деятельности страховщика», «качество урегулирования убытков» и «уровень жалоб от потерпевших и страхователей». В связи с этим 21 августа президиум МТСБУ принял решение приостановить выдачу бланков полисов ОСАГО ряду компаний, которые испытывают финансовые трудности, в том числе «Гарант-Авто» (см. «Проблемным компаниям ограничат выдачу бланков полисов ОСАГО»).
Проблемы есть и у Городского коммерческого банка. С 25 мая в банке работает куратор, учреждение не вовремя и не в полном объеме выполняет обязательства перед вкладчиками. При этом в Нацбанке утверждали, что банк выполняет программу финансового оздоровления (см. «Депозиты ждут возврата»).
Деньги вперед
Участники рынка считают, что восстановить платежеспособность «Гарант-Авто» будет непросто. «Сама компания не сможет выйти из тяжелого финансового состояния: ей не хватит запаса ликвидности. Более того, часть депозитов СК размещены в связанных банках, поэтому есть опасение, что в случае необходимости вернуть их будет нелегко», – рассказал источник на страховом рынке, знакомый с ситуацией в СК.
По его словам, проблемы в компании были видны еще в 2011 году, когда Generali Vienna Group продала страховую компанию (тогда она называлась «Дженерали Гарант») прежнему собственнику – совладельцу «УкрАВТО» Тариэлу Васадзе. «В компании была построена плохо управляемая децентрализованная и информационно несвязанная структура управления», – рассказал собеседник.
«Владельцы банка, вероятно, рассчитывали продавать страховые услуги банковским клиентам, в первую очередь заемщикам. Но сейчас далеко не самое лучшее время для этого. Объемы кредитования катастрофически снизились, соответственно страховать нечего. Не думаю, что банк, испытывающий финансовые трудности, будет готов вкладывать средства в спасение страховой компании», – считает операционный директор «Грас Савуа Украина» Ибрагим Габидулин.