Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Чем раньше мы начинаем действовать, тем больше у нас шансов"
Страхование

 


Обзор рынка страхования
МТСБУ презентовало концепцию внедрения прямого урегулирования в Украине с 2016 года
20.08.14

14 августа 2014 состоялось очередное заседание Президиума МТСБУ, в ходе которого был рассмотрен вопрос внедрения в Украине системы прямого урегулирования и презентована соответствующая Концепция.

Члены Президиума поддержали идею внедрения прямого урегулирования по трем альтернативным направлениям:

— закрепление системы прямого урегулирования путем внесения изменений в законодательство
— закрепление на уровне соглашения между участниками рынка на Общем собрании членов МТСБУ с обязательным
материалы в тему:
участием всех страховщиков
— закрепление на уровне соглашения между участника рынка с добровольным участием страховщиков

Большинством присутствующих был поддержан механизм введения этой системы на уровне законодательства (принятие изменений в Закон о ОСАГО) как приоритетный с ориентировочной датой начала действия 1 января 2016 года. Реализацию проекта внедрения прямого урегулирования предполагается провести на протяжении 2015 года.

Прямое урегулирование — это подход к урегулированию убытков в страховании автогражданской ответственности, при котором страховщик по полису ОСАГО, урегулирует ущерб, нанесенный своему клиенту третьим лицом, а затем получит компенсацию от страховщика ответственности третьей стороны по регрессу.

На сегодня такой подход к урегулированию убытков по ОСАГО функционирует на многих развитых страховых рынках: в частности, во Франции, Бельгии, Италии и других европейских странах. С 2009 года прямое урегулирование было введено в России, а с июля 2010 года — в Беларуси.

На многих рынках до внедрения прямого урегулирования были одни и те же предпосылки, которыми можно охарактеризовать и современный Украинский страховой рынок, говорится в Концепции:

— невысокий уровень доверия потребителей к страховым компаниям, вызванный не ориентированной на потребителя системой функционирования рынка

— необходимость использования качестве собственного сервиса как основной конкурентного преимущества в противовес распространению ценовой конкуренции

— острая необходимость для достижения прибыльной деятельности, упрощение и удешевление процесса урегулирования убытков

— необходимость использования каждого контакта с потребителем для кросс-продаж других, более прибыльных, продуктов

— необходимость стабилизации клиентских баз. По традиционным подходам, контакты страхователя со «своим» страховщиком крайне сужены, что также сужает для страховщика возможности распространения других продуктов потребителям продукта ОСАГО

Существующая ситуация с урегулированием в Украине сейчас имеет ряд недостатков:

— отсутствие стимулов для страховщиков своевременно и качественно выполнять свои обязательства перед клиентами других страховых компаний
— недостаточная эффективность регуляторных механизмов контроля за деятельностью страховщиков и их финансовой устойчивостью

Как последствия, мы видим на рынке демпинг и войну комиссионных, банкротства страховщиков, долгий срок урегулирования убытков (только 50% урегулируются в течение 120 дней), с каждым годом растет количество жалоб на действия страховщиков от пострадавших лиц.

По оценкам МТСБУ, страховые компании затягивают рассмотрение дел, но не отражают в своем учете до 30% убытков.

Основные преимущества введения прямого урегулирования в Украине для потребителей и рынка

Почему страховщики выиграют от введения прямого урегулирования?

При внедрении прямого урегулирования страхователи смогут выбирать страховую компанию, исходя из качества сервиса и надежности, поскольку именно эта страховая компания будет регулировать их убытки. Страховые компании будут заинтересованы инвестировать в сервис и стремиться быстрее выплатить возмещение своим клиентам чтобы получить автоматическое возмещение при помощи клиринговой схемы, поскольку затягивание выплат потеряет всякую финансовую целесообразность.

В последствии, считают в МТСБУ, проблема демпинга постепенно исчезнет, поскольку цена перестанет быть единственным критерием при принятии клиентом решения о приобретении полиса. В дальнейшем это создаст предпосылки для перехода на свободное ценообразования.

Почему прямое урегулирование ускорит уход с рынка неплатежеспособных компаний?

Необходимость оперативно и своевременно пополнять клиринговый счет станет «лакмусовой бумагой» для выявления неплатежеспособных компаний.

В отличие от существующей практики, при прямом урегулировании компании-неплательщики больше не смогут маскировать свои проблемы с помощью затягивания выплат или отказов по формальным основаниям. Кроме этого, невыполнение обязательств по своевременному пополнения клирингового счета будет основанием для автоматической остановки ассоциированного членства такого страховщика в МТСБУ и инициирования приостановлении ее лицензии.

Украинский рынок страхования сможет получить от внедрения прямого урегулирования такие дополнительные преимущества, как общее сокращение расходов страховщиков, упрощение и удешевление процедуры регрессных отношений между страховщиками, а также уменьшение количества судебных исков.

Согласно Концепции, расчеты между страховщиками должны осуществляться централизованно с помощью клирингового центра, который будет создан при участии и на базе МТСБУ.

В качестве оператора по осуществлению услуг клиринга будет привлекаться банк-партнер. Программным обеспечением для осуществления клиринга будет служить ЦБД МТСБУ (полностью или частично, в зависимости от модели взаимодействия с оператором).

Кроме того, должен быть создан механизм гарантирования выполнения обязательств страховщиками — участниками процесса прямого урегулирования, который должен включать в себя следующие элементы:

— обязательная поддержка определенного остатка средств на специальном клиринговом счету, открытом в банке-партнере
— размещение гарантийных депозитов
— предоставление права МТСБУ (клиринговому центру) списания средств с клиринговых счетов и гарантийных депозитов
— предоставление права МТСБУ использовать средства фонда защиты потерпевших в случае невыполнения страховщиком своих обязательств по клирингу, не дожидаясь процедуры банкротства такого страховщика (при этом в первую очередь используются средства такого страховщика в ФЗП, а затем начинает работать солидарная ответственность).


Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua




Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.