Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Вы не окажете человеку услугу, если Вы будете за него делать то, что он может делать сам"
Страхование

 


Мнение профессионала

Пять мифов и фактов о консолидированном надзоре
05.12.16

Передавать ли Нацбанку контроль над небанковскими финансовыми рынками? Противники утверждают: НБУ уже ликвидировал почти половину банков, и та же большая «чистка» теперь грозит небанковским рынкам.

Что ожидает небанковские финучреждения после смены регулятора, в своей колонке для «Минфина» рассказал начальник управления реформирования финансового сектора НБУ Евгений Степанюк.

материалы в тему:
Согласно обнародованному тексту Меморандума сотрудничества Украины с МВФ, Верховная Рада должна к концу декабря 2016 года принять закон о консолидации государственного надзора над рынком финансовых услуг. Соответствующий законопроект № 2413-а (о «сплите») был принят в первом чтении еще летом 2016 года.

Документ предусматривает ликвидацию Национальной комиссии по регулированию рынков небанковских финансовых услуг и передачу надзорных функций над страховыми, лизинговыми и факторинговыми компаниями, кредитными союзами, бюро кредитных историй, ломбардами и другими финансовыми компаниями Национальному банку Украины. К НКЦБФР перейдет надзор над негосударственными пенсионными фондами и фондами финансирования строительства и операций с недвижимостью.

Но накануне принятия закона все чаще начали звучать заявления, что необходимости в консолидированном надзоре нет.

Противники его введения приводят в качестве аргументов примеры других стран, где продолжает действовать секторальный вид регулирования финансовых рынков. Они также пугают участников небанковского финансового рынка тотальной «чисткой» рынка Нацбанком.

Насколько обоснованы подобные опасения? Где «мифы», а где — реальность?

Давайте разберемся на примере самого крупного сегмента небанковского финансового рынка — страхового.

Миф №1. В большинстве стран ЕС у страхового рынка – собственный, а не банковский регулятор, то есть консолидированный надзор не популярен.

Реальность. На сегодняшний день в 16 из 28 стран Евросоюза работает консолидированная модель финансового рынка. Секторальный надзор (как сейчас в Украине) есть всего у девяти стран ЕС. Но данные цифры постоянно меняются. Так, например, в мире доля стран с консолидированным надзором над финансовым рынком только в течение первых двух лет после кризиса 2008 года увеличилась до 35%.

Миф №2. Передача функций надзора Нацбанку приведет к выводу с рынка 90% его участников.

Реальность. Никто не планирует выводить капитализированные, выполняющие обязательства компании с рынка. Но требования к участникам страховой отрасли будут расти, независимо от того, кому перейдут функции регулятора. Нацкомфинуслуг уже сегодня повышает требования к покупателям страховых компаний, резервам страховщиков, качеству их активов, ориентируясь на международные стандарты. Страховые компании, которые не смогут выполнять требования, уйдут.

Отмечу также, что передача Национальному банку функций надзора и регулирования решит проблемы, возникающие сегодня при «надзорном дуализме». Речь идет о случаях, когда надзор над небанковскими финансовыми учреждениями (НФУ) осуществляет частично – Нацкомфинуслуг, а частично — Нацбанк. Это иногда приводит к ситуации, о которой в народе говорят: «у семи нянек дитя без глазу». Также это позволит избежать возникновения т.н. регуляторного арбитража на финансовом рынке. Сейчас он позволяет компаниям идти в менее интенсивно регулируемые сегменты финансового сектора, тем самым провоцируя искажение рынка.

Миф №3. Национальный банк будет мало уделять внимания страховым компаниям, сосредоточив все усилия на реформе и развитии банковского сектора.

Реальность. Единый регулятор будет осуществлять полноценный надзор не только над отдельными участниками рынка, но и над финансовыми группами, что соответствует внедряемой сейчас в Национальном банке концепции нового надзора. Представьте себе: у вас есть два сообщающихся между собой сосуда. Вода в обоих должна быть прозрачной. Но чистить вам разрешают только один сосуд, а жидкость во втором остается мутной. Как считаете, будет ли содержимое вашего сосуда полностью прозрачным? Вряд ли, так как мутить воду будет второй сосуд.

То же с финансовым рынком. Очистить и реформировать его за счет реформы одного банковского сектора невозможно. В этом процессе должны участвовать страховщики, ломбарды, союзы, финансовые и лизинговые компании.

Ведь зачастую у банков и небанковских финансовых структур одни и те же собственники, хотя они и не афишируют этого. И если НБУ на сегодняшний день имеет информацию о 100% собственников банков, то данные о большинстве реальных владельцев небанковских финансовых компаний (включая страховщиков) отсутствуют. Это не позволяет официально регистрировать финансовые группы, зато дает возможность собственникам таких групп использовать различные схемы с помощью их разных участников.

Миф №4. Сегодня в Верховной Раде находится ряд законопроектов, принятие которых является важным условием развития страхового рынка Украины. Но закон «о сплите» нивелирует актуальность законопроектов и страховщикам придется готовить изменения в эти документы. Что, с учетом медленного принятия финансовых законопроектов парламентом, отбросит страховой рынок в развитии далеко назад.

Реальность. Национальный банк поддерживает законопроекты, направленные на усиление институциональной способности регулятора страхового рынка. Законопроект 2413-а не только не противоречит концепции усиления полномочий регулятора, но и позволяет задействовать экспертизу Национального банка в регулировании и надзоре за банковским сектором для усовершенствования регулирования рынка небанковских финансовых учреждений.

Миф №5. Национальный банк не понимает специфику страхового рынка и будет тормозить его развитие.

Реальность. Переход под надзор Нацбанка не только не затормозит, а, наоборот, подтолкнет страховой рынок к переходу на качественно новый уровень.

Приведу пример: в 2017 году в Украине хотят ввести обязательное медицинское страхование (ОМС). Речь идет о государственной программе, участниками которой будут миллионы человек – все граждане Украины. В связи с этим на Министерство здравоохранения Украины ложится огромная ответственность за разработку и внедрение данной программы. Ведь речь идет о рынке емкостью оценочно от 50-60 млрд. гривен в год.

Немаловажный вопрос – допускать к ОМС частные страховые компании или нет, до сих пор остается без ответа. Ведь, с одной стороны, создание государственного фонда ОМС повышает коррупционные риски. Но с другой – допуск к рынку ОМС страховых компаний в нынешней ситуации несет не меньше рисков для страны. Очевидно, что рынок, в котором ежегодно банкротится около пяти средних и крупных компаний, нельзя считать надежным партнером государства. Такой рынок нужно реформировать и капитализировать прежде, чем позволять ему участие в государственных программах.

При желании можно придумать много новых мифов о «сплите» и передаче функций надзора Национальному банку. Но реальность такова, что отсутствие масштабных реформ и консолидированного надзора тормозит развитие небанковского сектора Украины. Общая ёмкость страхового рынка ЕС по итогам 2013 года составила 1,1 трлн. евро, тогда как в Украине эта цифра не превышала 2,9 млрд. евро, а в 2015 году снизилась до 1 млрд. евро.


Евгений Степанюк: начальник управления реформирования финансового сектора НБУ

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.