Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Играйте, для того чтобы выиграть, а не проиграть"
Страхование

 


Подкасты

Игра со страхом или как обмануть Страховую компанию?
06.04.09

Flash Player plugin is required.
скачать mp3

Как показывает опыт рынка, проблема борьбы со страховым мошенничеством актуальна для страховщиков с момента возникновения института страхования. С одной стороны, острота данной проблемы напрямую зависит от развития самого рынка страхования, а с другой - от разработки эффективных методов борьбы с таким видом преступлений.

Что же такое страховое мошенничество и как с ним борются представители страхового рынка?

Ведущие эксперты дают следующее определение этому явлению: "Страховое мошенничество - это противоправное
материалы в тему:
поведение субъектов договора страхования, направленное на получение страхователем страхового возмещения путем обмана или злоупотребления доверием
, либо внесение меньшей чем необходимо при нормальном анализе риска страховой премии, а также сокрытие важной информации при заключении или в период действия договора страхования, а так же отказ страховщика от выплаты страхового возмещения без должных, вытекающих из закона и правил страхования и гарантий, в результате чего субъекты договора страхования получают возможность незаконно и безвозмездно обращать его в свою пользу".

В течение длительного времени страховое мошенничество не было проблемой страхового рынка Украины. Это было связано с тем, что он только развивался и потенциальные мошенники еще не понимали, как на этом можно зарабатывать. Что касается страховых компаний, то у них не было достаточно информации и статистических данных, относительно убытков от мошеннических действий, которые они могли бы предоставить друг для друга. Свою роль играл и низкий уровень информированности по данной проблеме в государственных и правоохранительных органах.

«Сегодня одними из главных факторов существования страхового мошенничества является отсутствие квалифицированных специалистов, которые могут вести эффективную борьбу с последствиями мошеннических действий и не знание зарубежного опыта относительно примеров борьбы с ними», - считает начальник юридического отдела СК «БРОКБИЗНЕС» Александр Момот.

С развитием рынка страхования, увеличением спроса на страховые услуги и ростом числа клиентов, страховой бизнес стал более привлекателен для разного рода авантюристов и мошенников.

Какие же бывают виды мошенничества в страховании и как его можно квалифицировать?

По словам Александра Момота, случаи страхового мошенничества в Страховой компании «БРОКБИЗНЕС», можно квалифицировать по таким направлениям:

  1. Мошеннические действия, которые осуществляются на разных этапах подготовки и действия Договора страхования:
    1. Мошеннические действия на момент заключения договора страхования;
    2. Мошеннические действия во время действия договора страхования;
    3. Мошеннические действия, которые осуществляются путем заключения договора страхования, после наступления страхового случая.
  2. Мошеннические действия, по мере участия в преступлении других лиц:
    1. Мошеннические действия, организованные группой, в состав которой не входят сотрудники страховой компании;
    2. Мошеннические действия, совершенные совместно с сотрудниками страховой компании;
  3. Мошеннические действия по разным видам страхования:
    1. Мошенничество, которое осуществляется при страховании ответственности автоперевозчиков;
    2. Мошенничество, которое осуществляется при страховании автотранспорта;
    3. Мошенничество, связанное с заключением договора страхования на несуществующий объект;
    4. Мошеннические действия, связанные со страхованием жизни и здоровья;
    5. Мошеннические действия, связанные со страхованием имущества или товаров в обороте, от убытка, который якобы вызван наступлением природных явлений.

На сегодняшний день, серьезные исследования проблемы страхового мошенничества в Украине пока не проводились, но многие специалисты ведущих страховых компаний легко могут назвать наиболее «популярные» виды мошенничества. Как показывает практика, один из них – автострахование.

Так, по словам, директора департамента урегулирования убытков СК "ПРОВИДНА" Андрея Куртасова, больше всего от злоумышленников страдает страхование автотранспорта (КАСКО и ОСАГО). В качестве примеров он приводит наиболее распространенные: «инсценировка ДТП, угона автомобиля, умышленное изменение либо сокрытие информации о реальных обстоятельствах ДТП или о состоянии водителя, который управлял автомобилем в момент аварии».

«По предварительным оценкам, практически каждый десятый заявленный страховой случай, так или иначе связан с мошенничеством, - говорит заместитель директора СК «Провита» Николай Бойко. - При этом большинство мошенников завышают размер причиненного ущерба и не брезгуют подтасовкой фактов. Чуть меньше тех, кто занимается «подставами» - страхованием априори битых автомобилей. В компании были и такие случаи, когда страхователи попросту «меняли» обстоятельства наступления страхового события», страховали автомобиль или имущество в нескольких страховых компаниях и получали от них возмещение по убытку».

«Мы сталкивались с эпизодами мошенничества, но в основном это касалось автострахования, - делится опытом начальник службы безопасности НАСК "ОРАНТА" Дмитрий Понипаляк. – Это и несуществующие угоны, инсценировка ДТП или подмена транспортных средств при страховании. Самая крупная сумма, на которую нас пытались обмануть – это 500 тысяч гривен. Вот одна из схем мошенничества: клиент рассказывает, что он пропустил пешехода или собаку и из-за этого врезался в дерево, и требует денег на ремонт авто».

«Больше всего случаев мошенничества мы выявляем в таких видах страхования как КАСКО (на 1 месте) и ОСАГО (2 место). Немало случаев мошенничества фиксируем в страховании финансовых рисков (3 место), - говорит Виктор Панасюк, начальник Управления урегулирования страховых случаев Страховой Группы «ТАС». - Например, мы уже неоднократно отказывали в выплатах одному из банков, доказывая, что изначально он предоставлял нам неправдивую информацию о своих заемщиках и выдавал кредиты по фиктивным или непроверенным документам неплатежеспособным лицам. «Классические» примеры мошенничества в автостраховании – это страхование уже разбитого авто (при этом, как правило, есть вина страхового агента, который страхует машину «не глядя» или вступает в сговор с мошенниками), предоставление застрахованными неправдивой информации о времени и месте ДТП (обычно, это делается для того, чтобы получив деньги от виновника происшествия, взять еще возмещение и у СК). Были также случаи, когда наши клиенты продавали свои автомобили по генеральной доверенности, а потом обращались к страховщику с заявлением, что авто украли. К слову, в результате расследования одного из таких случаев, наш бывший клиент привлекается к уголовной ответственности. Возросло количество случаев мошенничества и в медицинском страховании. Тут оно встречается при страховании как на небольшие, так и на крупные суммы – 100-200 тыс. грн. и выше, когда клиенты предоставляют «липовые» документы о болезни или получении инвалидности. В целом за 2008 год наши специалисты выявили 225 фактов мошенничества».

Страховое мошенничество – это проблема не только страхового рынка Украины. Приведем статистические данные относительно данной проблема в станах Европы. В Германии ежегодно регистрируются от 9 до 11,5 тысяч случаев страхового мошенничества, на которые приходится около 7-9 % всех страховых выплат. В результате страховщики каждый год теряют от 3,5 до 5 млрд. евро. Еще больше случаев мошенничества встречаются в Швеции, а рынок страхования в Канаде ежегодно теряет около 1.8 млрд. долларов США.

Для эффективной борьбы с данным видом мошенничества страховщики всего мира договорились обеспечивать «коллективную безопасность». На практике этот термин означает объединение усилий всех страховщиков в борьбе с мошенничеством для защиты корпоративных капиталов. На страховом рынке создана и действует ассоциация по борьбе с мошенничеством, есть Центральный банк данных (аналогичный базе Интерпола относительно похищенных авто). Данная практика частично присутствует и в Украине, но, конечно, не на таком профессиональном уровне, как за рубежом. Для этого в страховых компаниях создаются отделы или департаменты по борьбе и предупреждению страхового мошенничества, действуют свои Службы безопасности.

Как именно борются со злоумышленниками отечественные страховые компании, читайте в следующей статье – «Методы борьбы со страховым мошенничеством в Украине».


Надежда Валинкевич: Финансовый навигатор TRISTAR.com.ua

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.