Новости Статьи Обучение Термины Компании Банковские металлы
Новости

Все новости >>>

 

Мнение профессионала
В шаге от доверия. Что изменится для клиентов на рынке страховых услуг

Если для европейцев страховать свое имущество, жизнь или здоровье так же естественно, как дышать, то в Украине ситуация другая. Доверять страховщикам граждане все еще не спешат, выбирая из всего разнообразия страховых услуг преимущественно медицинское или автострахование. Новый закон о страховании коренным образом меняет рынок страховых услуг. Какие перспективы он открывает для потребителей и станут ли украинцы больше доверять страховщикам?

Ольга Шумик: директор Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финансовых учреждений НБУ
Правило успеха
"Возможно, вы заметили, что отстающими в финансовом отношении часто становятся люди, закостеневшие в своем мировоззрении и образе действий" Роберт Киосаки
Страхование

 


Мнение профессионала

Электронный полис – это развитие новых технологий и экономия времени и денег для страхователей и страховщиков
06.03.15

На днях в МТСБУ активизировалась работа по внедрению электронного полиса ОСГПОВНТС, начата разработка паспорта проекта, готовятся изменения в закон об ОСГПОВНТС. Предусматривается, что со временем электронный полис полностью заменит бумажный.

Это очень масштабный проект - прецедентов внедрения такого проекта в больших европейских странах нет. Ценный опыт уже накоплен в Эстонии.

Электронный полис имеет много преимуществ. Это и развитие новых технологий в отрасли, и экономия времени и денег для страхователей и
материалы в тему:
страховщиков. А еще - борьба с мошенничеством, демпингом, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями во время обращения бланков. Предусматривается, что страховщик будет предоставлять страхователю предложение относительно заключения договора, в котором фактически будет изложена вся информация, содержащаяся сегодня в бумажном полисе, а страхователь своей оплатой будет подтверждать согласие на заключение договора. Таким образом, будет обеспечиваться письменная форма договора. Все эти действия будут происходить в режиме он-лайн на сайте страховщика, с одновременной регистрацией предложения и факта заключения договора в Централизованной базе данных (ЦБД) Моторного транспортного страхового бюро Украины (МТСБУ).

Работники Госавтоинспекции получат возможность сверять информацию со своей базы данных транспортных средств и баз данных МТСБУ относительно заключенных полисов, обнаруживать тех, кто не заключил договоры, и уже с ними работать. Возможно, они не выезжают на своем автомобиле, возможно, этот автомобиль - ржавый и стоит в гараже и так далее, но такой автомобиль может быть и на дороге. И в случае, когда "Визир" сфотографировал автомобиль на дороге, а в ЦБД его нет, то это может быть достаточным основанием для наложения штрафа.

Конечно, это возможно при условии, если вся система будет хорошо настроена, и записи о заключенных договорах ОСГПОВНТЗ будут появляться в ЦБД сразу после заключения. В ином случае, можем получить негативную реакцию от страхователей, которые выедут на дорогу, думая, что застрахованы, и получат штраф за отсутствие данных в базе.

НАСК "Оранта" задается вопросом о том, что этот проект сначала нужно разработать, взвесив на все риски, и уже после этого определить реальные сроки его внедрения, а потом предлагать изменения в закон. Например, Укрзализныця так и действует, поэтапно внедряя систему электронных билетов в течение многих лет, сначала на отдельных маршрутах, с сохранением бумажных билетов, для того, чтобы привыкли люди, чтобы выявить и ликвидировать все недостатки системы.

Больше всего вопросов возникает по продаже электронных полисов для потребителей, не имеющих доступа к интернету или не умеющих им пользоваться, проживающих в отдаленных населенных пунктах, агентами, которые не находятся в этом населенном пункте и приезжают туда, как часто это бывает в "Оранте", для предоставления страховых услуг.

Вопрос номер один, как обеспечить права таких страхователей, сделать доступной для них услугу заключения электронного полиса, чтобы у них не было необходимости ехать в районные, а то и в областные центры ради этого. Если мы не докажем, что права этих людей не будут ущемлены, то, наверное, Верховная Рада не примет соответствующие изменения в закон.

Поэтому наша Компания настаивает на необходимости взвесить интересы миллионов людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, где слаборазвита инфраструктура, где мало пользователей интернет, но где нужно оказывать услуги непосредственно на месте, много из которых являются клиентами "Оранты". Некоторые страховые компании уже предоставили своим агентам планшеты с 3G модемами и принтерами, но это при том, что их филиалы и агенты действуют, как правило, в областных центрах и имеют возможность зарабатывать достаточно средства, чтобы окупить эти затраты. Обеспечение же необходимыми "гаджетами" тысяч агентов, которые обслуживают клиентов в районных центрах или селах, собирая небольшие платежи, может быть слишком затратным для страховой компании. Безусловно, наше задание осуществлять внедрение современных технологий как можно быстрее, но при этом, чтобы гарантированные права всех людей были выполнены.
Важно хорошо продумать весь бизнес-процесс продажи электронных полисов. Много из его составляющих в компании уже отработаны.

"Оранта" сегодня в лидерах по он-лайн регистрации Зеленой карты. По итогам 2014 года доля таких карт составила 93% в то время, как в среднем на ринке - 75%.

Также мы имеем технологию принятия средств от страхователей с их зачислением через смартфон агента на счет компании. Накоплена большая база данных клиентов, которая сэкономит время на введение информации для формирования предложения.

Но процесс продажи электронного полиса будет иметь и свои особенности. Предложение относительно заключения договора должно содержать полный перечень информации, необходимой для этого, а потому вариант с использованием смс технологий не сработает. Также следует учесть, что после уплаты за полис страховщик должен предоставить клиенту визуальную форму в электронном или письменном виде, а по требованию клиента - еще и подписанную и заверенную печатью. Понятно, что никакого заполнения от руки быть не может. Визуальная форма имитируется исключительно информационной системой страховщика с регистрацией в ЦБД МТСБУ, которая будет генерировать оригинальный код. Поэму вопрос, как выполнить отмеченные требования при отсутствии инфраструктуры передачи данных в конкретном селе, принтера, а также навыков работы страхователя и агента с современными "гаджетами" да еще и в интернете, является далеко не риторическим и требует иного ответа, чем сокращение сети агентов и принуждения клиента к далекому путешествию.

НАСК "Оранта" привлечена к этому процессу, как лидер рынка ОСГПОВНТЗ, лидер экспертного мнения. Лучше, по-видимому, чем специалисты "Оранты", особенно, которые непосредственно работают в регионах, никто не выяснит все особенности деятельности в регионах, принадлежащих к 5-й и 6-й зонам в соответствии с действующей системой корректирующих коэффициентов на рынке ОСГПОВНТЗ. Ответственность "Оранты" здесь очень большая. Мы должны максимально использовать преимущества современных технологий, но при этом минимизировать негативные последствия. Важно, чтобы к обсуждению были привлеченные работники дирекций и отделений НАСК "Оранта" для проведения внутри компании аналитической работы, сбора предложений, замечаний, информации относительно рисков, особенностей и проблем, которые могут возникнуть при внедрении электронного полиса. Это лучше сделать сейчас, чем тогда, когда уже будут приняты законодательные решения.

Одно дело, если закон четко не определит срок предоставления страховщиком страхователю визуальной формы. Тогда это позволит страховщику исполнить эту свою обязанность в удобное время, после того как будут разнесены по договорам полученные средства, например, отправив по почте документ. Еще раз отмечу, что речь идет о ситуации, когда агент и страхователь не имеют возможности полноценно пользоваться компьютерной техникой вне пределов офиса. В иных случаях проблем не будет, поскольку визуальная форма создается автоматически в процессе заключения договора через информационную систему страховщика.

Но тогда (в случае отправления визуальной формы по почте) в течение определенного времени (до двух недель) у страхователя не будет визуальной формы в распоряжении и он не сможет проверить правильность оформления полиса, не сможет передать информацию о страховании другому участнику ДТП, если такое событие состоится именно в это время, и в месте, где будет отсутствовать телефонная связь. А это в свою очередь сделает невозможным составления евро протокола и, следовательно, будет нарушать права обеих сторон.

Существует определенный риск, что законодатели не согласятся на такой вариант и будут требовать предоставления визуальной формы одновременно с заключением договора. В таком случае мы должны быть готовы и к такому развитию событий.

Для того, чтобы внедрение электронного полиса ОСГПОВНТС состоялось как можно лучше "Оранта" предлагает обеспечить параллельное существование бумажного и электронного полисов на период внедрения и на определенное время после внедрения системы электронного полиса, не фиксируя конкретного срока в Законе.

Это позволит в совершенстве отработать проект в тестовом режиме и в режиме промышленной эксплуатации, учесть все особенности, устранить все недостатки, и только после этого выступить с инициативой внесения изменений в Закон относительно отмены бумажного полиса навсегда. Этот проект предусматривает участие в нем миллионов людей с разными намерениями, с разными знаниями, с разным опытом, с разным пониманием, целями. Ни один эксперт не сможет предусмотреть последствия всех обстоятельств, и только практика расставит все точки над і.


Александр Завада: исполнительный директор НАСК "Оранта", член правового комитета МТСБУ

Рекомендовать:



Если вы обнаружили ошибку на этой странице, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Темы
Финтех
Аграрная сфера
Чемпионат по страхованию
Страховые объединения
Интересное в страховании
Страхование жизни
Автострахование
Медицинское страхование
Страхование рисков
Агрострахование
Страхование имущества
Страхование туристов
Страхование и банки
Мошенничество в страховании
Пенсионные фонды
Обзор рынка страхования
Мнение профессионала
Интервью
Руководители: о личном
Подкасты
Исследование
Перестрахование
Страховые брокеры
Страховые компании
Слияния и поглощения компаний

Все темы >>>
Рассылка

Анонсы | Подкасты | Акции | Реклама | Песочница | Партнеры | О нас | Правовая информация

Страховой каталог INS.ORG.RU Rambler's Top100 Система Orphus
©2007-2024 TRISTAR.com.ua - твой финансовый навигатор!
© При полном или частичном использовании информации прямая гиперссылка на сайт TRISTAR.com.ua обязательна.